С момента введения военного положения был заблокирован доступ к АСВП и Единому реестру должников, что привело к фактическому приостановлению деятельности частных исполнителей.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 8 ЗУ «Об исполнительном производстве», регистрация исполнительных документов, документов исполнительного производства, фиксирование исполнительных действий осуществляется в автоматизированной системе исполнительного производства (АСВП), порядок функционирования которой определяется Министерством юстиции Украины.
Решения исполнителей и должностных лиц органов государственной исполнительной службы производятся с помощью автоматизированной системы исполнительного производства. При временном отсутствии доступа к автоматизированной системе допускается изготовление документов на бумажных носителях с последующим обязательным внесением их в автоматизированную систему не позднее следующего рабочего дня после возобновления ее работы.
Кроме того, доступ исполнителя как частного так и государственного к реестрам прав собственности на недвижимое имущество, обременений недвижимого имущества связан непосредственно с доступом к АСВП. На практике это означает, что в случае отсутствия доступа к АСВП – у частного исполнителя также отсутствует доступ к другим реестрам.
Таким образом, блокирование доступа частного исполнителя к АСВП фактически делает невозможным выполнение им своих профессиональных обязанностей.
Очевидно, что с юридической точки зрения отсутствовали какие-либо основания для блокирования системы АСВП и Единого реестра должников.
Но, следует учитывать то, что действующее законодательство Украины по состоянию на 24 февраля 2022 года не предусматривало четких действий регулятора (Министерства юстиции Украины) относительно обстоятельств, которые возникли, а потому такое блокирование можно рассматривать как единственное из возможных решений, направленное на защиту данных и недопущение несанкционированных действий в системе.
Вместе с тем логично то, что необходимо было урегулировать такие правоотношения, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.
Такой нормативный акт появился 04 апреля 2022 в виде Приказа Министерства юстиции Украины № 1310/5 О некоторых вопросах доступа к автоматизированной системе исполнительного производства и Единого реестра частных исполнителей Украины в период военного положения. Указанный Приказ предусматривал равные возможности восстановления доступа к АСВП как государственным, так и частным исполнителям, что в свою очередь должно было разблокировать деятельность органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей.
Абз. 2 п. 2 Приказа № 1320/5 предусматривает, что в период действия военного положения на территории Украины, частным исполнителям и помощникам частных исполнителей доступ к автоматизированной системе исполнительного производства прекращается и восстанавливается администратором автоматизированной системы исполнительного производства на основании письменного уведомления Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, которое готовится на основании письменного обращения частного исполнителя.
В течение апреля-мая 2022 года частными исполнителями направлены соответствующие обращения в Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, но по состоянию на момент публикации этой статьи ни одно из них не рассмотрено и ни один из частных исполнителей Украины не получил доступ к системе АСВП.
24 мая 2022 года были приняты изменения в Приказ МЮУ № 1320/5, которые определенным образом усложнили процедуру восстановления доступа к системе АСВП именно для частных исполнителей. Поскольку доступ к системе АСВП в органы ДВС был восстановлен еще в апреле 2022 года.
Указанными изменениями было предусмотрено, что уведомление Департамента государственной исполнительной службы МЮУ, на основании которого возобновляется доступ к системе АСВП направляется только после прохождения частным исполнителем проверки соответствия требованиям действующего законодательства офиса, в котором частный исполнитель осуществляет деятельность, наличия действующего договора страхования гражданско-правовой ответственности, отсутствия задолженности за пользование АСВП и т.д.
Такая проверка проводится Управлением обеспечения принудительного исполнения решений межрегионального управления Министерства юстиции Украины, которое находится в пределах исполнительного округа частного исполнителя по поручению Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины.
Есть обоснованное предположение, что указанные «дополнительные условия» восстановления доступа к АСВП для частных исполнителей появились именно потому, что принятый Верховной Радой Украины ЗУ «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности частных исполнителей и принудительном исполнении судебных решений, решений других органов (должностных лиц) в период действия военного положения» № 2256-ІХ не был подписан Президентом Украины и возвращен в Верховную Раду.
О принятии Закона № 2256-ІХ (Законопроект № 7317 от 26.04.2022 года) я писал в предыдущей статье Грубое нарушение требований законодательства о принудительном исполнении решений.
Основная суть предложенных в Законопроекте № 7317 изменений в законодательство о принудительном исполнении касалась именно усиления контроля над деятельностью частных исполнителей со стороны Министерства юстиции Украины. Указанные предложения были достаточно спорными, поэтому они были несколько скорректированы и «смягчены» в тексте принятого Закона.
В соответствии со ст. 16 ЗУ «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», частный исполнитель — это лицо, уполномоченное государством осуществлять деятельность по принудительному исполнению решений в порядке, установленном законом. Частный исполнитель является субъектом независимой профессиональной деятельности.
По содержанию статьи 34 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», Министерство юстиции Украины является контролирующим органом и осуществляет контроль за деятельностью частных исполнителей в форме плановой и внеплановой проверки.
Другие формы контроля Законом не предусмотрены.
К сожалению, в указанном Законе без внимания остался такой элемент контроля как АСВП (автоматическая система исполнительного производства).
На мой взгляд, АСВП в том виде, в каком она сейчас существует, создавалась исключительно с целью контроля деятельности государственных, а впоследствии и частных исполнителей.
По сути АСВП это средство контроля за деятельностью частных исполнителей и достаточно эффективное.
Во-первых, контролирующий орган имеет полный доступ ко всей находящейся в системе информации, однако любое другое лицо в том числе частный исполнитель имеет ограниченный доступ.
Во-вторых, к полномочиям контролирующего органа отнесено принятие подзаконных нормативных актов по функционированию АСВП, что по существу дает возможность осуществления дополнительного контроля способом и в форме, не предусмотренных Законом Украины “Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов”.
Таким образом, Министерство юстиции Украины в условиях военного положения использует АСВП как средство контроля деятельности частных исполнителей, в частности, определяя условия блокирования/предоставления доступа к системе АСВП. Такое положение дел может привести к существенным нарушениям прав и законных интересов сторон и других участников исполнительного производства.
По моему мнению, вопросы доступа к АСВП должны быть урегулированы в профильном Законе, а не в подзаконных нормативных актах. Такое урегулирование будет соответствовать принципам верховенства права, законности и независимости частных исполнителей.