Написание этой статьи в своем блоге меня натолкнули частные вопросы на предмет различий между государственным и частным исполнителем.
Такие вопросы чаще задаются со стороны потенциальных взыскателей, и они касаются разных аспектов принудительного исполнения решений. Начиная с категорий исполнительных производств и заканчивая оценкой эффективности государственных и частных исполнителей.
В своей статье Кто такой частный исполнитель я рассказал о создании института частных исполнителей. Следует отметить, что возникновение частных исполнителей изменило в целом “правила игры”.
Так, разрушение монополии Государственной исполнительной службы привело к возникновению конкуренции как между частными исполнителями и Государственной исполнительной службой, так и внутри частных исполнителей.
Законы, которыми был введен Институт частных исполнителей, также определили полномочия государственных и частных исполнителей по исполнению судебных решений и решений других органов.
Согласно ст. 1 ЗУ «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», принудительное исполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) возлагается на органы государственной исполнительной службы и в определенных Законом Украины «Об исполнительном производстве» случаях — на частных исполнителей.
Вполне понятна дефиниция, из которой возникает, что государственная исполнительная служба может осуществлять принудительное исполнение решений во всех случаях. Частные исполнители же могут осуществлять принудительное исполнение решений не во всех случаях. И именно об этом мы поговорим в первую очередь.
ПОЛНОМОЧИЯ ЧАСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ
ч. 2 ст. 5 ЗУ «Об исполнительном производстве» определяет именно в каких случаях частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений. Понятно, что во всех остальных случаях, естественно с учетом территориальности, конкретный частный исполнитель может обеспечить принудительное исполнение решения.
Частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение следующей категории решений:
1) решений об отобрании и передаче ребенка, установлении свидания с ним или устранении препятствий в свидании с ребенком;
2) решений, по которым должником являются государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно на средства государственного или местного бюджета;
3) решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;
4) решений, по которым взыскателями являются государство, государственные органы (кроме решений Национального банка);
5) решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;
6) решений, предусматривающих совершение действий по имуществу государственной или коммунальной собственности;
7) решений о выселении и вселении физических лиц;
8) решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;
9) решений о конфискации имущества;
10) решений, исполнение которых отнесено этим Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;
11) других случаев, предусмотренных этим Законом и Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов»;
12) решений, по которым должником является уполномоченный субъект управления или хозяйственное общество в оборонно-промышленном комплексе, определенные частью первой статьи 1 Закона Украины «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности», и решений, предусматривающих совершение действий по их имуществу.
Также, частный исполнитель в течение первого года занятия деятельностью частного исполнителя, не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Как видим, большинство категорий решений касается государства и/или государственного (коммунального) имущества.
По вышеуказанным категориям судебных решений их принудительное исполнение возможно только путём обращения в Государственную исполнительную службу.
КОМПЕТЕНЦИИ (ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА) ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Обязанности и права исполнителей определены ст. 18 ЗУ «Об исполнительном производстве». По существу эта норма предоставляет государственным и частным исполнителям равные полномочия (обязанности и права) по принудительному исполнению решений.
Действительно, по сути как государственные, так и частные исполнители имеют одинаковые полномочия (компетенции).
Исключением является предоставление государственным исполнителям согласно Закону Украины № 2475-VII от 03.07.2018 года дополнительные полномочия при принудительном исполнении решений о взыскании алиментов, в частности по применению к должникам временных ограничений.
Дело в том, что решения о взыскании алиментов могут исполнятся как государственными, так и частными исполнителями. Поэтому расширение прав только государственных исполнителей поставило их в более «привилегированное» положение по данной категории дел.
Хотя в целом это изменение никоим образом не повлияло на «расстановку сил». Возможно, все же причина кроется в том, что подавляющее большинство исполнительных производств о взыскании алиментов находится как раз в производстве Государственной исполнительной службы.